Скульптура Древней Греции

Часть 1
Этапы развития древнегреческой скульптуры от архаики до эллинизма
В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический.
Архаика
период с 7 в до н.э. до 5 в н.э.
Классика
общий период с 5 в.н.э. до 4 в н.э. из 3 частей:
ранняя классика
высокая классика
поздний период
Эллинизм
Период с 4 в н.э. по 1 в н.э..
Архаика
Кора
Классика
"Дискобол" скульптор Мирон
Эллинизм
"Лаокоон" Скульпторы Агесандр, Афинодор и Полидор с о.Родос
Характерные черты скульптуры периода архаики

  • некоторая схематичность,
  • непропорциональность,
  • простота и сдержанная эмоциональность,
  • наличие характерной полуулыбки
  • статичность
Куросы и Коры
В этом коротком видеофрагменте о древнегреческой скульптуре эпохи архаики рассказывает Ольга Витальевна Горская, научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.
Древнегреческая скульптура
Архаический период
В этот период в скульптуре преобладали три типа фигур: стоящий обнаженный юноша, стоящая девушка, облаченная в традиционный греческий наряд, и сидящая женщина. Они подчеркивают и обобщают основные черты человеческой фигуры и показывают все более точное понимание и знание анатомии человека.

Греки очень рано решили, что человеческая фигура — самый важный предмет художественных усилий. Достаточно вспомнить, что их боги имеют человеческий облик, а значит, не было различий между священным и светским в искусстве — человеческое тело было и светским, и священным одновременно. Мужская обнаженная фигура без привязки к персонажу могла бы также легко стать Аполлоном или Гераклом, или изображать могучего олимпийца.

Было представлено два вида изображения человека: курос — обнаженная фигура юноши и кора — одетая женская фигура.

Статуи в архаический период не были предназначены для представления конкретных людей. Это были изображения идеальной красоты, благочестия, чести или жертвы. Именно поэтому скульпторы всегда создавали скульптуры молодых людей, начиная от подросткового возраста до ранней зрелости, даже когда они были размещены на могилах (предположительно) пожилых граждан.
Курос с мыса Сунион, 7-6 в. до н. э
Архаические фигуры имели одну характерную особенность в выражении лица — архаическую улыбку. Это выражение, которое не имеет конкретной уместности для изображаемого человека или ситуации, возможно, было инструментом художника, позволяющим придать фигурам одушевленность и «живость».

Кора Антенора, 530 г. до н. э.
Коры были связаны с ионической школой, «женской», изобилующей украшениями и деталями. Традицией, которой симпатизировали торговцы и деловые люди.

в работе над корой ионийскому скульптору было «чем заняться». Драпировки кор поражали своим разнообразием. Маленькие и большие, грубые и легкие, они открывали огромное пространство для художественных поисков. К тому же, пластическое решение коры часто связывало ее с колоннообразной формой, устойчивой внутри. Вся динамика развивалась вовне, в одежде фигур.
Мюнхенский Курос, 540 г. до н. э.
Тема куроса была одним из основных направлений дорической школы. Излюбленного искусства аристократов и военных. Мужского и логического искусства.

Дорические мастера, работающие исключительно с обнаженным мужским телом, вынуждены были искать новые решения именно в фигуре. На протяжении всей архаики античные скульпторы повышали свои навыки и усложняли детализацию фигур. Появились, например, рисунок «кубиков» живота, надключичные и подключичные ямки, надколенный жир и прочие детали средней и малой форм.
С VII—VIII вв.ека мастера пытаются придать фигурам движение, изобразить шагающего человека. Они начинают с ног статуи, поднимаясь всё выше. В результате голова вовлекается в общий ритм движения только на поздней стадии архаического искусства. Первая попытка движения — выдвинутая вперёд нога. Но стоит эта нога на земле по-прежнему всей подошвой, поэтому на движении тела этот первый жест никак не отражается. С ног динамика переходит выше, на руки. Они сгибаются в локтях, вытягиваются вперед, поднимаются до плеч и затем ещё выше — над головой. Только в самом конце движение перекидывается на голову — голова начинает наклоняться, поворачиваться, откидываться назад. Но самое главное, что в течение всей архаики торс остаётся неподвижным — такова тысячелетняя традиция, перешагнуть через которую кажется немыслимым. Внутреннее движение между тазом и грудной клеткой мастера пытаются заменить движением внешним — раскинутыми в разные стороны руками и ногами. Такую поверхностную динамику демонстрируют нам скульптура «Тираноубийц» Крития, созданная около 478−476 гг. до н. э.
Тираноубийцы, 478-476 гг. до н. э.

Кстати, именно этой скульптурой Борис Иофан и Вера Мухина вдохновились в своей работе "Рабочий и колхозница" планировавшимся для украшения павильона выполненного в классическом стиле. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская». А Вера Мухина первоначальную "торжественную поступь героев" постаралась превратить "во всесокрушающий порыв".

Рабочий и колхозница, 1937г


Мальчик Крития, 490-480 гг. до н.э..
В работе Крития энергичные движения рук и ног резко контрастируют с абсолютно неподвижными торсами. Всё движение фигур фиксируется в одной плоскости. В них еще нету сложной ритмики масс, придающей динамику позам.Интересно, что за несколько лет до них, в 490х-480х гг. до. н. э., Критий высек другую работу, в которой внутреннее движение как раз появилось. Речь идет о так называемом «Мальчике Крития».

Это наиболее древняя дошедшая до наших дней работа, в которой есть намек на контрапост. Появился наклон таза. Малозаметный, но чётко ощущаемый. При этом плечевой пояс и голова по-прежнему сделаны неподвижными. После этой работы контрапост начинает просачиваться в другие скульптуры. Ему потребуется несколько десятков лет, чтобы стать более уверенным и выразительным.

Суть контрапоста — в наклоне в противоположные стороны плечевого пояса с грудной клеткой и таза. При этом, центральная осевая линия фигуры приобретает S-образный изгиб относительно вертикали. Это положение придает фигуре внутреннее движение и естественность позы.
Но окончательно это войдет в мастерство скульпторов в период классики