Скульптура Древней Греции

Часть 2
Скульптура эпохи классики
В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический.
Архаика
период с 7 в до н.э. до 5 в н.э.
Классика
общий период с 5 в.н.э. до 4 в н.э. из 3 частей:
ранняя классика
высокая классика
поздний период
Эллинизм
Период с 4 в н.э. по 1 в н.э..
Для скульптуры Древней Греции эпохи классики, периода расцвета полиса, характерны следующие особенности:

  • Главным объектом изображения по-прежнему остается человеческая фигура.
  • По сравнению с архаической скульптурой изображение становится более динамичным и анатомически правильным.
  • Фигуры и лица скульптур по прежнему лишены индивидуальных черт: это обобщенные, абстрактные образы тяжеловооруженных воинов, атлетов, спортсменов, богов и героев.
    Развитие скульптуры напрямую связано с именами трех знаменитых скульпторов Древней Греции — Мирона, Поликлета и Фидия.
    Мирон
    Минотавр
    Фидий
    Статуя Зевса Олимпийского, римская копия
    Поликлет
    Бюст Артемиды
    Мирон
    Скульптор Древней Греции V в. до н.э. Мирон Элевтерский (480–440 до н.э.) был учеником Агелады. Он создавал свои творения из гипса, после чего воплощал каждую работу в бронзе. Как художник он ставил своей главной задачей запечатление моментов перехода от одного движения к другому, подметить кульминационные моменты в этих движениях. Для своего знаменитого «Дискобола», с которым мы знакомы по поздней римской мраморной копии, характерна тщательная, но несколько обобщенная передача анатомии человеческого тела, холодная красота линий фигуры. В ней Мирон полностью отказался от торжественной неподвижности своей модели.

    Плиний Старший утверждал, что самой известной скульптурой Мирона была бронзовая телка. Она якобы была настолько реалистичной, что ее можно было бы принять за настоящую корову. Первоначально эта скульптура была помещена в Афинский Акрополь между 420–417 гг. до н.э. Однако далее она была перемещена в Храм Мира в Риме, а затем на Форум Таурий в Константинополе. Скульптура коровы была в поле зрения почти тысячу лет. Греческий ученый Прокопий сообщал, что он видел ее в 6 веке нашей эры. Кроме того, ей посвящено множество греческих и римских эпиграмм, в которых говорили, что Мирон взял настоящую корову и прикрепил ее к каменной основе.

    Другая работа Мирона — групповая композиция «Афина и Силен Марсий», установленная на Афинском акрополе. В ней художник попытался передать кульминационные точки движения человеческого тела: Афина стоящая в спокойной позе, бросает изобретенную ей флейту, а дикий лесной демон показан в движении, он хочет схватить флейту, но Афина его останавливает. Динамика движения тела Марсия подавляется неподвижностью и скованностью позы фигуры богини Афины.

    Сюжетом знаменитого произведения Мирона послужил миф о том, как богиня Афина изобрела, а затем прокляла флейту – за то, что при игре на ней искажалось и морщилось её прекрасное лицо. Проклятую Афиной флейту подобрал сатир Марсий. Научившись играть на ней, он так возгордился своим музыкальным даром, что вызвал на состязание самого покровителя искусств – бога Аполлона. Но Аполлон, играя на кифаре, легко взял верх над Марсием. Разгневанный дерзостью нечестивца бог велел подвесить сатира за руки и содрать с него живого кожу. Кожа была повешена в гроте у Келен во Фригии. Ходили слухи, что она начинала двигаться в такт, когда в этот грот долетали звуки флейт фригийских пастухов, и оставалась неподвижной при аккордах кифары.

    В исполненных скульптором Мироном статуях Афины и Марсия иногда видят насмешку над любившими флейту соседями афинян, беотийцами. Однако сущность произведения Мирона – превосходство благородного над низменным. Образы Афины, олицетворяющей разумное, гармоничное, светлое начало, и Марсия – неуравновешенного, дикого, темного – составляют резкую противоположность друг другу. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий Мирона, кажется, готов упасть навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося в испуге сатира. Гармоническое светотеневое решение в скульптуре Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия. Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией. В пластике форм полярных образов воплощено столкновение противоположных сил, несовместимых чувств, свойственных не только разным людям, но порой и одному человеку. Каждый грек, видевший эти статуи, представлял грядущую казнь сатира, но Мирон не показал ее, изобразив лишь начало мифологической истории.
    Фидий
    Фидий и фриз Парфенона, Альма Тадема, 1868-1869
    Для древних греков не было более великого скульптора, чем Фидий (начало V века - ок. 430 г. до н.э.). Именно он руководил программой строительства Афинского Акрополя и создал большую хризоэлефантинную (из золота и слоновой кости) статую Афины для Парфенона. Фактически, он был первым скульптором, который осмелился изобразить богов из золота и слоновой кости.
    Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Основ статуи деревянная фигура. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
    Во многих отношениях Фидий лепил не только изображения богов, но и самих богов. На протяжении веков греки и римляне думали о богах так, как их создал Фидий.

    Лемнийская Афина была произведением искусства, которое Фидий сделал некоторое время назад, в 450-х годах до нашей эры. Статуя была заказана афинянами, жившими на острове Лемнос, и была посвящена Афинскому Акрополю. Оригинал сегодня не сохранился, но в конце 19 -го века Адольф Фуртванглер предпринял интересную попытку восстановить утраченную работу. Фуртванглер объединил части двух разных римских мраморных скульптур Афины, которые, по его мнению, были копиями оригинала Фидия. Реконструкция 19 века является предметом споров среди археологов.
    Статуя Зевса в храме Олимпии , Альфред Чарльз Конрад , 1913-1914, Британский музей
    Самой известной работой Фидия была статуя Зевса в храме бога в Олимпии . Он был настолько знаменит, что считался одним из семи чудес древнего мира . Хотя она не сохранилась после четвертого века н. э., мы можем получить представление о том, как выглядела статуя, из древних описаний и изображений на древнегреческих монетах .

    Статуя была сделана из слоновой кости, для обнаженных частей, и золота, для остального. Однако сердцевина была деревянной. Зевс восседал на своем троне, держа в руках скульптуру богини победы Ники и скипетр с орлом наверху. Он был настолько велик (почти 12,5 метров), что местные жители шутили, что если бы Зевс захотел встать, он ударился бы головой о потолок храма.

    Перед статуей находился резервуар с маслом, предназначенный для уравновешивания влажности и сохранения золотых и слоновых частей статуи.

    Павсаний ( 5.11 ) рассказывает легенду, согласно которой, когда Фидий закончил делать статую, он посмотрел на небо и спросил Зевса, нравится ли ему его изображение из золотой слоновой кости. Сразу же гром открыл дыру в земле в знак одобрения бога. До времен Павсания в полу все еще оставалась дыра, которая, как говорили, была сделана из грома Зевса.
    "Золотое сечение"
    Идеальные пропорции - "Золотое сечение", как его называли греки, это соотношение пропорций, которое приятно человеческому глазу. Впервые золотое сечение использовали древние египтяне, а Леонардо Да Винчи выразил это соотношение числом "фи" в честь Фидия, который применял данные пропорции в своей работе. Золотому сечению соответствуют внешние параметры Парфенона и все греческие скульптуры. Например, у статуи Афины расстояние от макушки до уха соотносится с расстоянием от лба до подбородка или от ноздри до мочки уха.
    Мастерская Фидия, 430-420 до н. э., Олимпия
    Поликлет
    Изваяния храма Зевса в Олимпии, исполненные Фидием и другими скульпторами в 460 – 450 годах до Р. Х., образовали переход к более реалистическому направлению в изображении божеств, получившему полнейшее свое развитие в Пелопоннесе. Главою этой школы был младший современник Фидия, Поликлет Аргосский (вторая половина V века до Р. Х.), чей талант имел сильнейшей своею стороною не создание идеалов, а неподражаемое совершенство в изображении красоты человеческого тела. Особенно любил Поликлет изображать прекрасные фигуры юношей, развитые гимнастикой, стройные и эластичные. Знаменитейшие его произведения представляли таких юношей; например, славился его «Копьеносец» (Дорифор). Ещё более славились: «Повязывающийся» (Диадумен), юноша с крепкими формами тела, завязывающий повязку на голове, и «Очищающийся» (Апоксиомен) – атлет, очищающий тело от песка палестры лопаточкою, какая употреблялась для этого у греков. Одна из статуй Поликлета, изображавшая юношу, называлась «нормой» (канон), потому что пропорции её частей представляли норму правильно развитого телосложения молодого человека. Поликлет создал и не дошедшее до нас сочинение «Канон» о человеческом теле в скульптуре. Поликлет создавал идеальные фигуры в расслабленных естественных позах, которые позднее сумели повторить мастера Ренессанса. Характерной чертой его стиля считается контрапост.

    Только уже в пожилых годах Поликлет создал идеальное изображение, которое получило важное значение. Это была колоссальная фигура Геры, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в аргосском храме этой богини. Кажется, что представления о Гере сложились с этой статуею навсегда. Подобно Зевсу из храма в Олимпии, Гера была изображена сидящей. На голове у неё был венец, украшенный изображениями богинь порядка (Ор) и Харит; в одной руке она держала гранатовое яблоко, в другой – скипетр. «Прежде полагали, – говорит искусствовед Любке, – что колоссальная мраморная голова Геры, находящаяся в Риме, в вилле Людовизи, принадлежит статуе, бывшей верным воспроизведением статуи Поликлета. Правда, в чертах лица этой головы превосходно соединено величие супруги царя богов Зевса с женскою грациозностью. Но при внимательном изучении мы видим, что это копия с произведения времен гораздо более поздних. Для эпохи Поликлета, черты её слишком нежны, выражение слишком любезно. Гера Поликлета должна иметь черты более строгие, более соответствовать общему характеру пелопоннесской скульптуры того периода.
    Древнегреческая скульптура от архаики до классики