Александр Андреевич Иванов

Русское искусство 19 века
Родился в 1806 году в семье видного живописца-классициста Андрея Ивановича Иванова. В возрасте одиннадцати лет стал обучаться в Императорской Академии Художеств в качестве вольноприходящего ученика. Отец был главным наставником будущего мастера во время его учебы в Академии.
В 1824 году Иванов был награжден малой золотой медалью за написанную по академической программе картину "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора". В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника первого класса за картину "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару". Ранние полотна Иванова свидетельствуют о том, что молодой художник блестяще усвоил принципы академического классицизма.
По решению Общества поощрения художников, Александру Андреевичу Иванову было предложено отправиться за счёт общества за границу для дальнейшего совершенствования своего мастерства. При этом совет общества выдвигал только одно условие: Иванову необходимо было исполнить работу "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры". В 1830 году, написав требующуюся картину, Александр Андреевич Иванов отправился в Италию.
Беллерофонт отправляется в поход против Химеры
За время своего пребывания за границей Александр Андреевич также посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене. С 1831 по 1858 год художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии "Сотворения человека" Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты.
Александр Иванов много времени посвящал изучению Священного писания, особенно Нового Завета. Его мечтой было написать по-настоящему большую и сложно-композиционную картину, посвященную первому явлению Христа народу. в первой половине 1830-х годов, живописец написал картину "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением". А исполнение своей мечты художник начал с написания картины "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине" (1834 год). Эта удивительная по красоте композиции и отличающаяся благородством стиля и рисунка картина имела огромный успех как в Италии, так и в России. Именно она принесла в 1836 году Александру Андреевичу Иванову почётное званием академика.
Явление Христа народу
Библейско-евангельская тема становится для Иванов философией творческого поиска. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов все более увлекался мыслью изобразить на большом полотне явление Мессии народу, то есть приход Спасителя к толпе "лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных" (из описания в записной книжке художника 1830-х годов), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от скорбей и бед, мощным жестом указывая на приближающегося издали Бога-Сына.

Работа над картиной растянулась на двадцать лет, начиная с 1837 года, размеры произведения живописца стали поистине гигантскими – пять с половиной на семь с половиной метров. За двадцать лет работы над картиной, художник создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, а также множество этюдов, неплохих пейзажей, портретов (Николай Васильевич Гоголь, в начале 1840-х; Виктория Марини, около 1850 года).

В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Россию и явиться в Санкт-Петербург вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств в Зимнем дворце и произвела сильное впечатление на общественность. Однако показ картины не стал триумфальным, адекватным "мессианским" надеждам художника. Иванову пришлось столкнуться с равнодушием и либеральных кругов, и официальной критики. Живописец-философ Александр Андреевич Иванов скоропостижно скончался в июле 1858 года от холеры.
Этюды к картине Явление Христа народу